19 августа 2013 года. Нововведение в МИФНС № 46 по г. Москве: предоставление и получение документов для государственной регистрации юридических лиц и изменений в документы организаций теперь возможно осуществить на основании доверенности.

01 января 2013 года. В 2013 году появился новый классификатор ОКОПФ. Подробнее .

30 ноября 2012 года. Патентная система наллогообложения в 2012 году. Подробнее

20 августа 2012 года. Новый бланк уведомления об идентификационных кодах от Федеральной службы государственной статистики.  Подробнее

24 июля 2012 года.  Ужесточается контроль за деятельность иностранных агентов.  Подробнее

01 июля 2012 года.  Новые московские территории с 01.07.2012 года.  Подробнее

01 июля 2012 года.  Изменение правил набора телефонных номеров Москвы и Московской области Подробнее

14 июня 2012 года.  Использование и защита товарного знака в деятельности коммерческой организации.  Подробнее

23 апреля 2012 года.  Право на исключение участника из Общества: основания и возможность реализации на практике.   Подробнее

02 апреля 2012 года. Просто и объективно о новом проекте Гражданского кодекса.  Подробнее

06 марта 2012 года. Раскрытие информации: что необходимо знать акционерным обществам.  Подробнее

22 февраля 2012 года. Протокол по Кипру ратифицирован: что дальше?   Подробнее

08 декабря 2011 года.  Подписан закон о хозяйственных партнерствах. Подробнее

08 июня 2011 года.  Юрикон на  Facebook и Vkontakte. Подробнее


01:39 11.07.2006

"Старый" директор "новому" не помеха

И. МИХАЙЛОВ, АКДИ "Экономика и жизнь"

Ежемесячный журнал "Новая бухгалтерия" N 6, 2006 г.


     ВАС РФ признал, что заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в связи со сменой руководителя организации должен подписывать новый руководитель, а не прежний, на чем настаивало налоговое ведомство.

История эта началась еще в 2004 г. Тогда ФНС России выпустила письмо от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, согласно которому при смене руководителя организации заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - Государственный реестр) должно быть подписано прежним руководителем.

Позиция налоговых органов

     Если прежний руководитель по каким-либо причинам отказывался подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, налоговые органы изменения в него не вносили. Получалось, что "на бумаге" руководителем организации считалось физическое лицо, сведения о котором уже содержались в Государственном реестре. 
     
Цель у налоговых органов при составлении письма была весьма благородная - пресечь возможность "захвата" организаций путем фиктивной смены их руководителей. Однако, как это нередко случается, вместе с водой выплеснули и ребенка. Ведь прежний руководитель зачастую отказывался подписывать заявление из желания досадить организации, с которой он недавно распрощался. При этом никаких рычагов воздействия на прежнего руководителя организация не имела и заставить его подписать заявление не могла. 
     
Чиновники ФНС России предложили свой способ решения проблемы. 
     
Заинтересованные лица (участники, члены совета директоров, акционеры, учредители, члены коллегиального органа некоммерческой организации) сообщают в налоговый орган о невозможности представления заявления, подписанного прежним руководителем. Налоговый орган возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном частью третьей статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении прежнего руководителя. 
     
По данной статье наказанию подвергаются должностные лица (в том числе и руководители организации), которые не представили или представили с опозданием сведения об организации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случае, когда представление этих сведений предусмотрено законом. 
     
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении налоговый орган устанавливает лицо, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности (т.е. решает вопрос о том, кто в данный момент является руководителем организации). Статьей 29.6 КоАП РФ предусмотрено, что дело об административном правонарушении рассматривается соответствующим государственным или муниципальным органом или должностным лицом в 15-дневный срок с момента получения протокола об административном правонарушении. 
     
После того как полномочия нового руководителя организации подтверждены документально в рамках производства по делу об административном правонарушении, он представляет заявление в налоговый орган о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное им самим. На основании этого заявления изменения вносятся в Государственный реестр.

Арбитражная практика


     Не желая идти на поводу у налоговых органов, некоторые организации отстаивали в суде право нового руководителя подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр, поскольку такое положение вещей не могло устраивать организации. Они спорили с налоговыми органами и, надо сказать, вполне удачно. 
     
Арбитражные суды были на редкость единодушны и признавали незаконным отказ налогового органа вносить изменения в Государственный реестр в связи с тем, что соответствующее заявление подписано не бывшим руководителем, а новым (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2006 N А43-9021/2005-9-301, Восточно-Сибирского округа от 10.03.2006 N А19-23297/05-42-Ф02-922/06-С2, Западно-Сибирского округа от 06.03.2006 N Ф04-826/2006(20193-А70-15), Московского округа от 20.02.2006 (15.02.2006) N КГ-А40/13924-05, Поволжского округа от 17.11.2005 N А12-13282/05-С44, Уральского округа от 15.03.2006 N Ф09-1949/06-С4).

Решение Высшего Арбитражного суда РФ


     Не остался в стороне от этой проблемы и Высший Арбитражный Суд РФ, который Постановлением от 14.02.2006 N 14310/05 поставил точку в данном споре, указав, что при смене руководителя организации заявление о внесении соответствующих изменений в Государственный реестр вправе подписывать вновь избранный руководитель. 
     
Суть дела такова. 
     
На основании решения общего собрания участников в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) произошла смена генерального директора. 
     
Общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о внесении в Государственный реестр соответствующих изменений. При этом заявление было подписано вновь избранным генеральным директором. 
     
Налоговая инспекция отказала во внесении соответствующих изменений на том основании, что ООО не представило заявление о внесении изменений, подписанное прежним генеральным директором, что влечет отказ в государственной регистрации. 
     
Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело, встал на сторону ООО, указав следующее. 
     
Рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа Общества и досрочном прекращении его полномочий согласно п.3 ст.91 ГК РФ и п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон) относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО. 
     
Названный Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа общества с фактом внесения в Государственный реестр таких сведений. 
     
Поэтому с момента прекращения полномочий генерального директора данное лицо не вправе без доверенности действовать от имени ООО, в том числе подписывать заявление о внесении изменений в Государственный реестр. 
     
Следовательно, представление в налоговую инспекцию заявления о внесении изменений в Государственный реестр, подписанное новым генеральным директором ООО, не является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений. 
     
Аналогичный вывод содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12049/05. 
     
Вывод ВАС РФ относительно смены генерального директора ООО вполне может быть распространен и на случаи смены руководителей организаций других организационно-правовых форм, поскольку гражданское законодательство не предусматривает зависимость между внесением сведений в Государственный реестр и возникновением полномочий у руководителя организации. 
     
Таким образом, на сегодняшний день при отказе налогового органа внести изменения в Государственный реестр на основании заявления, подписанного новым руководителем, организация, ссылаясь на решения ВАС РФ, может смело обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенного права. А может, случится чудо - и позиция налоговых органов в связи с новыми решениями ВАС РФ изменится. Будем надеяться.

Использована информация сайта:

http://www.klerk.ru/law/?53305

Rambler's Top100

адрес:
телефон:
факс:

109147, Россия, г. Москва, ул. Марксистская, д. 20, стр. 8, оф. 20
8 (495) 506-2-987, 642-3-371
8 (495) 363-3-821

Создание сайта